Джузеппе Арноне
Джузеппе Арноне
Джузеппе Арноне

ИНТЕРВЬЮ
с экспертами

Архитектор, основатель студии архитектуры и дизайна ARNO ARCHITETTURE

Джузеппе Арноне

Ждет ли архитектурную индустрию рождение нового стиля?

История архитектуры, как и живописи, скульптуры, музыки и литературы, — это хроника изменений в методах строительства, которые эволюционируют с течением времени. Вдохновение, формы, материалы и декоративные мотивы постоянно менялись на протяжении веков, порождая новые стили в архитектуре. Эти трансформации были вызваны не только изменением вкусов, но и открытием новых технологий, материалов и конструктивных решений. Достаточно вспомнить, как изменилась архитектура с изобретением железобетона или технологии производства стекла. Если бы все осталось как было 70 лет назад, у нас не было бы, например, той легкой архитектуры с большими панорамными витражами, которая есть сегодня. Технологии стремительно развиваются, и, безусловно, мы будем свидетелями рождения новых архитектурных стилей. А вот если инновации перестанут появляться, если мы больше не увидим новых стилей, и будут лишь повторения уже существующего, тогда случится самое плохое — архитектура умрет.

Особенность последних лет заключается в стремительности и кратковременности трендов, отсутствии стабильности, поэтому нам приходится бежать вперед, чтобы находить новые формы и продолжать удивлять людей.
Каков ваш прогноз?
Какой архитектура будет после тренда на минимализм? Будет ли следующим трендом — бионическая архитектура? Если да, то почему?
Сложно предвидеть, каковы будут формы в будущем. Тем не менее, бионическая архитектура уже имеет место в современном мире. Если подразумевать под этим более эффективную и экологичную архитектуру, которая бережно относится к окружающей среде, используя возобновляемые источники энергии, такие как солнечная, ветровая, гидроэлектроэнергия, а также природные материалы, такие как дерево и камень, то это направление заметно и, вероятно, будет развиваться в ближайшие годы.

С другой стороны, если рассматривать бионическую архитектуру как чисто морфологические исследования, то это просто выбор форм и моделей, вдохновленных природными растительными и животными формами (причем такие архитектурные элементы, как раковины и моллюски, часто сложны и служат лишь для демонстрации мастерства архитектора). В этом случае архитекторы могут оказаться на периферии по двум основным причинам:

  • высокая стоимость реализации. Например, многие проекты Сантьяго Калатравы были подвергнуты критике за дороговизну и недостаточную функциональность.
  • способность лишь немногих, действительно выдающихся архитекторов справляться с изогнутыми и изящными формами. Большинство архитекторов предпочитают работать только с прямыми линиями и углами, где они чувствуют себя более уверенно.
В архитектурном процессе хороший клиент так же важен, как и хороший архитектор. В золотую эпоху архитектуры и искусств в Италии были такие великие заказчики, как Папа Римский, просвещенные князья, графы, принцы, экономически и политически влиятельные семьи и меценаты. Именно они заказывали грандиозные проекты. Без таких клиентов не существовало бы эпохи Возрождения, и мир лишился бы таких мастеров, как Брунеллески, Альберти и Микеланджело.

Идеальный клиент — это тот, кто готов довериться выбранному архитектору и сотрудничать с ним, а не тот, кто пытается навязать только свои идеи. Мы, как правило, стараемся избегать клиентов, которые стремятся лишь к определенной форме. Композиционный процесс основывается на функциональных потребностях, контексте окружающей среды, материалах и многих других факторах. Однако, если клиент приходит с просьбой, например, построить дом сложной формы, мы не отказываемся, а стремимся найти взаимно приемлемый компромисс.
Как часто архитекторы сталкиваются с запросами на проекты домов необычной формы?
С какими сложностями можно столкнуться, создавая подобные объекты?
Основные сложности при разработке архитектурного проекта практически всегда одинаковы, независимо от его формы — простой или сложной. На самом деле, работать с обычным кубом может быть даже труднее, поскольку стремление достичь совершенства в архитектуре иногда усложняет процесс. Трудности (это, возможно, кажется очевидным) связаны с поиском решений, которые эффективно используют пространство, остаются в рамках бюджета и обеспечивают максимальную функциональность и эргономичность. И, конечно, проект должен соответствовать требованиям по естественному освещению, вентиляции, звукоизоляции и другим аспектам, необходимым для обеспечения комфортных условий в здании.
Джузеппе Арноне
Джузеппе Арноне
Архитектура — это самая технологически сложная из форм искусства и самая художественная из технологий. То, что музыканты делают с нотами, поэты — со словами, художники — с красками, мы, архитекторы, воплощаем в бетоне, стали, дереве и стекле. С материалами (иногда брутальными) мы создаем форму, силу или легкость, свет или мрак, пустоту или наполненность. Нам дана невероятная привилегия рождать в людях удивление, принятие, восхищение, растерянность, волнение и целый спектр других эмоций. Чтобы достичь этой цели, нам необходимо сохранять романтический идеализм. Однако в архитектуре эмоциональная ценность не должна превалировать над функциональной, поэтому в процессе творческого проектирования особое внимание уделяется сложной взаимосвязи человека, здания и его окружения.

Каждое здание, каждый интерьер, каждый предмет мебели должны иметь свою индивидуальность. Они должны создаваться с учетом конкретного места, конкретного человека, который будет ими пользоваться, и, разумеется, определенного функционала.

Я не сторонник «стандартных» решений. Подобно тому, как портной шьет костюм, учитывая особенности фигуры клиента, архитектор должен разрабатывать дом, ориентируясь на потребности людей, которые будут в нем жить.
Как сохранить главенство функции, изменив при этом форму?