Михаил Топоров
Михаил Топоров
Михаил Топоров

ИНТЕРВЬЮ
с экспертами

Архитектор, дизайнер и график, член Союза московских архитекторов

Михаил Топоров

Ждет ли индустрию появление нового архитектурного стиля?

Возможные изменения в архитектуре тесно связаны с развитием технологий и их доступностью. По мере того как технологические решения становятся более совершенными и экономически эффективными, они открывают новые возможности для архитектурного формообразования.

Тренды в архитектуре меняются не так стремительно, как в других дизайнерских дисциплинах, — проект должен оставаться актуальным десятилетиями, а то и веками. При этом мы наблюдаем микротренды — например, скругление углов в интерьере и экстерьере, что свидетельствует о стремлении к новизне и уходу от шаблонов при относительно ограниченном арсенале художественных и технологических приемов в общепринятой и экономически целесообразной системах выражения.

Современные технологии проектирования и строительства позволяют реализовывать более сложные объемно-пространственные решения, которые раньше были недоступны или требовали несоразмерных ресурсов. Этот технологический потенциал постепенно расширяет палитру выразительных средств архитектуры, но должно появиться что-то кардинально новое, что изменит подход к проектированию и строительству: хотя создание принципиально новаторских форм по-прежнему остается сложной задачей.
Что вы думаете?
Что происходит сейчас в премиальной архитектуре частных домов?
В премиальной архитектуре один из ключевых запросов — индивидуальность. Люди хотят, чтобы их дом был не как у всех, и это становится движущей силой для создания нестандартных решений.

Функциональные зоны для современного пользователя во многом универсальны — спальни, гостиные, кухни, рабочие пространства требуют определенной эргономики, объема и организации. Поэтому основная возможность сделать дом уникальным заключается в его форме и объемно-планировочных решениях, отделочных материалах и конструктивных особенностях. Именно эти составляющие становятся ключевыми в создании индивидуального архитектурного образа.

Сейчас наблюдается интерес к биоморфным, пластичным формам, которые по своей природе уникальны и, в сущности, непредсказуемы (возможно, это и делает их особенно привлекательными). Такие решения воплощают стремление и заказчика, и создателя проекта к выраженной индивидуальности пространства, создавая объекты, которые сложно тиражировать.

В отличие от архитектуры массового сегмента, где экономические факторы диктуют стандартизацию и вытекающее из нее как проектное, так и технологическое упрощение, премиальные проекты позволяют экспериментировать с формой, образом, материалами. Именно в этом сегменте мы видим эволюцию архитектурного языка и поиск новых выразительных средств.
В основе этого стремления лежит поиск безопасности и спокойствия. Природа дает умиротворение, а бионические формы воздействуют на подсознательном уровне, создавая ощущение защищенности и гармонии. Разумеется, если проект достаточно гармоничен — как говорится в испанской пословице известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла «Капричос» — «сон разума рождает чудовищ». И в неумелых руках может появиться пугающий воображение монстр. И этот аспект становится ещё одним сдерживающим фактором — недостаточная квалификация конкретного архитектора создаёт плохую репутацию сложной биоморфной архитектуре среди заказчиков, в профессиональной среде, прессе.

Интересен поиск такого баланса между практичностью и эстетикой природных форм. Все заказчики хотят функциональную, эргономичную планировку, но стремятся избежать визуальной стандартности. В таких случаях мы предлагаем сочетание: строгая, квадратно-гнездовая организация внутреннего пространства, но сложная, пластичная форма кровли и, в какой-то степени, фасадных элементов. Это позволяет сохранить практичность интерьера, при этом придавая внешнему облику органичность и уникальность.

Часто интеграция природных элементов начинается с малых архитектурных форм — беседок, навесов, элементов ландшафтного дизайна. Если заказчику нравится результат, принципы биоморфизма постепенно внедряются и в основной объем здания. Возможно, это уже будет на следующем доме, когда «непонятное и пугающее» постепенно трансформируется в «желаемое и привлекательное». Это особенно характерно для премиальной архитектуры, где экономические ограничения менее строгие и возможно воплощение смелых идей.
Почему люди стремятся возвращать природные элементы в архитектуру и как это выражается в форме зданий?